Обзоры мероприятий

Обзоры мероприятий

«Тайны Смоленской истории. Клад Наполеона»
21-22 апреля 2012Никита Аксёнов

Организатор: Михаил Ивашин, Кирилл Малышев
Тип мероприятия: Экспедиция
Количество участников: 5 экипажей
Район проведения: Смоленский, Дорогобужский, Вяземский и др.
Цели и задачи: Посещение исторически интересных мест, съёмки фильма.


Данная экспедиция планировалась ещё с середины зимы. Тогда Михаил Ивашин впервые рассказал об их c Кириллом Малышевым планах совместно с телеканалом «РЕН» снять серию репортажей о различных исторически интересных местах нашей малой Родины – Смоленщины. Но зима стояла с довольно крепкими морозами, что негативно отражалось на работоспособности фото-,видеоаппаратуры, и поэтому старт – так называемое, начало съёмок, пришлось отложить до тёплых апрельских дней.


Первой серией (а всего их пять) было принято решение посетить деревню Семлёво, некогда в озере которой, по легенде, французская армия под предводительством Наполеона при отступлении затопила более ста двадцати обозов золота и серебра. Легенда, конечно, интересная, заманчивая. Добавляет ей достоверности и тот факт, что в водах этого небольшого, но очень глубокого озерца, степень содержания ионов драгоценных металлов (золота и серебра, соответственно) намного превосходит стандартные показатели. Хотя, с другой стороны, до сих пор не было найдено ни одной монеты. Верить этой легенде или нет – дело сугубо личное для каждого человека, но легенда существует, а значит, экспедиции быть!


Наполеон, золото, таинственное, заболоченное озеро, красивая легенда – всё это очень здорово, но посетить одно лишь Семлёво – как-то скудно для целой экспедиции, да и для того, чтобы отснять полноценный захватывающий сюжет для серии телевизионных программ, одного этого места организаторам показалось мало. Оттого первоначальный курс лёг на деревню Алексино в Дорогобужском районе, где находится небезызвестная усадьба купца Барышникова. Например, не так давно в ней проходили съёмки кинофильма «Весёлый солдат» (реж. Геннадий Сидоров), где само здание усадьбы выполняло роль больничного госпиталя.

А чтобы с полной самоотдачей снять полноценный сюжет, да и интереса ради, по пути были посещены и «захвачены» в объективы несколько военных ДОТов времён Великой Отечественной войны.


Итак, по порядку…

Стартовый брифинг был назначен утром на одной из заправок, что расположена практически на городской границе. Здесь был оглашён весь предстоящий маршрут, розданы наклейки и флаги. И, немного посовещавшись, колонна из четырёх автомобилей неспеша двинулась вперёд: УАЗ Патриот, УАЗ 31513, Toyota LC 80 и Ford Kuga – средство передвижения съёмочной группы и транспортировки их профессионального оборудования – выданный специально для экспедиции одним из дилеров Ford в Смоленске.

По пути было сделано несколько остановок, как для видеорепортажа «РЕН», так и для более детальной проработки маршрута. В целом колонна двигалась уверенно и практически без «перекуров».


Эхо войны

Первый ДОТ, посещённый экспедицией, расположен аккурат в самом центре Смоленской области, о чём путешественникам, да и просто всем проезжающим мимо говорит небольшой, слегка потрёпанный непогодой и временем столбик. Минуя его, проходя по раскисшему от весенних паводков полю, и поднявшись на возвышенность, главные герои первой серии «Тайны Смоленской истории» оказываются у старого военного укреплённого оборонительного сооружения. Долговременная огневая точка времён Второй Мировой войны хоть и неоднократно подвергалась различным обстрелам, защищала сначала советских, а потом и немецких солдат, спустя более шестидесяти лет, всё равно показывает свою некогда стратегическую и огневую мощь: массивные стены, отлитые немцами из бетона поверх советских бревенчатых стен во времена перехода «по другую сторону барикады». И сегодня, смотря сквозь амбразуру прекрасно видно удачное расположение ДОТа: стоит на «высоте», «закрывая» собой мост и дорогу. Страшно представить, какие потери могли нести проходящие по этой дороге колонны противника, находясь под обстрелом одного лишь этого сооружения. Но вернёмся в наши дни.

В этот день на место съёмок подъехали только «Патрик» и «Уазик»: Toyota немного подвязла на поле прямо в «Центре Смоленской области», а «Кугу» оставили на асфальтированной дороге на всякий случай. Мало ли что, а время как всегда «поджимает», и успеть за сегодня надо ещё многое.

Сделав несколько снимков и видеозарисовок, подтащив «Крузера», и извлёкши из грязевого плена местный УАЗ 3163, колонна продолжила свой путь непосредственно по направлению к усадьбе купца Барышникова в Алексино.


Чаю, Господа?

Минуя церковь Михаила Архангела, построенную в 1794 году, и отъехав от неё не больше трёхста метров, колонна прибыла к своему первому месту назначения – усадьбе купца Барышникова. Что тут сказать? Такие места надо обязательно видеть своими глазами, особенно когда они, в принципе, доступны для посещения, всегда открыты, великодушно и гостеприимно демонстрируют своим гостям былое, а можно сказать, и нынешнее своё величие, гениальность инженерной мысли, являясь классикой исторически-архитектурного жанра. Чего только стоит кованое крыльцо, так сказать, «чёрного хода», выводящее в сад на заднем дворе, где нынче располагается памятник конезаводцам-односельчанам, принимавшим боевые действия в Великой Отечественной войне.

Само здание усадьбы по-настоящему впечатляет своими размерами и масштабом. Оно не просто большое, оно очень большое. И подумать, что где-то в небольшой деревушке находится данный памятник архитектуры, не зная о его существовании заранее, просто невозможно. «А ведь, здесь ещё когда-то жили» – ненароком прокручивается в голове, ещё на подходе к этому величественному сооружению. И ещё как жили! Некогда в этих ныне полуразрушенных и истрёпанных помещениях хранились работы Брюллова, Ротари, Левицкого, Рафаэля, Тропинина. И то были не музейные экспонаты. Эти произведения искусства радовали тогдашних жителей усадьбы — семью Барышниковых и их гостей.

Такое здание не может оставаться не замеченным, да и строилось оно не для того, чтобы «прятаться в тени». Оттого за свою историю его стены претерпевали различные сюрпризы судьбы, преподносимые им неспокойным человеком. В начале XX века тут был открыт музей усадебного быта, а чуть позже и вообще в ней разместился конезавод (№16) им. Будёного. После ВОВ усадьба успешно эксплуатировалась местными жителями в личных целях. Правда, и сейчас несколько комнат первого этажа вмещают в себе небольшой детский садик. Благое, согласитесь, дело.
Ходить и даже блуждать по усадьбе Барышникова в Алексино можно часами: комнаты, залы, спальни, корридоры, лестницы, балконы… На одном из таких балконов участники экспедиции решили испить чаю и слегка подкрепиться, так как время было уже полуденное. И ведь не зря! Не каждый может похвастаться тем, что пил именно чай и именно на просторном балконе самой что ни на есть настоящей усадьбы в прекрасный солнечный день, лицезрея прекрасные виды: аллеи, пруды, парки.


Пора и честь знать

Гостеприимство — дело всегда знатное и благородное, но дорога — есть дорога, да и время, как говорится, всегда гонит только вперёд. И покамест некоторые баловались чаем, строя из себя «господ» (только в хорошем смысле слова), а другие записывали моменты для будущего фильма и брали интервью у нынешних «хранительниц» усадьбы, время неумолимо «приказало» выдвигаться далее, дескать путь до финиша ещё не близок.

Оттого экспедиционная колонна привычным образом выстроилась в рядок и двинулась вперёд, заглянув в «Андреевскую крепость», что находится за прудами от самого здания усадьбы — некий небольшой замок с башнями и массивными стенами. Интересная задумка авторов тех лет эдаким образом обустроить ряд хозяственных сооружений: конюшни и склады. Сейчас и снаружи отлично видна вся красота этой постройки. Однако вид со двора более, чем удручающий. Много разломанной сельской техники, мусор… Здесь, в этой «крепости», и сейчас живут люди.

Постояли с полминуты, посмотрели, выехали через главные ворота, собственно, через которые и заезжали, сделали несколько кадров для видеосюжета и тронулись в сторону «тайн Наполеона».


А был ли клад?

На подъезде к Семлёво на улице уже становился вечер. Колонна добралась до местной школы, в которой по плану должна была состояться ночёвка членов этой экспедиции. Одно маленькое «но». Во время планирования маршрута организаторам было сказано, что в Семлёво располагается школа-интернат, где собственно, есть кровати. Но на самом деле — это оказалась обычная такая учебная средняя школа. Ну что ж, в этой поездке люди не гордые, а значит, разместятся уж как-нибудь.

Покамест все стояли на крыльце, довольствуясь лёгким перекуром после немаленького автопробега, Михаил Ивашин и Кирилл Малышев (идейные организаторы проекта) нашли двух женщин – местных экскурсоводов-историков, с которыми все дружно и выехали непосредственно к самому «загадочному» озеру.

Настоящая болотная гать, выложенная из молодого березнячка, протяжённостью метров в сто, проходящая между деревьев, петляющая и скользкая — единственная тропинка, выводящая на берег Сёмлёвского озера.

И действительно, завараживающая картина. На улице явный весенний «плюс». Начинает зеленеть листва. А озеро покрыто крепкой коркой толстого льда, белое и по-настоящему зимнее. Небольшой водоём, окружённый болотами и лесом, над которым, по словам местных жителей, никогда не бывает грозы. Тучи чудным образом расходятся над этим местом. Еще одна легенда?

И именно здесь, в этих бездонных водах маленького озера, окружённого болотами, по легенде и были утоплены обозы с золотом и серебром, награбленные во время войны 1812-ого года армией Боанапарта. Видя всю эту природу своими глазами, невольно соглашаешься и начинаешь потихоньку верить в правдивость этой легенды. Озеро действительно как будто не имеет дна. Стоя на самом краю берега, его не удаётся нащупать и двухметровой палкой. И эта местность, эта тишина, некая завораживающая таинственность (надуманная или нет — не известно, но она есть), какое-то безмятежье, атмосфера — всё, окружение заставляет хотя бы задуматься, и не только о Наполеоне с его армией, драгоценностях, а «о жизни» вцелом.

Осмотрев окрестности, расспросив историков об этом чудесном месте, было принято решение обустраиваться на ночлег, предварительно, как говорил небезысвестный мультипликационный персонаж, «подкрепившись». И пока одни отвозили любезнейших экскурсоводов домой и обустраивали всеобщее спальное ложе в классе немецкого языка, другие аккуратно накрывали на «стол», расположившись на небольшой полянке недалеко от дороги.


Утро вечера…

Как только стало светать, а значит, как говорится, с первыми петухами, собрались в дальнейшую, пускай и в обратную, дорогу все члены экспедиции. И после небольшой разминки, лёгкого чаепития и маленькой «планёрки» все выдвинулись в путь. На этот, второй день, проведения автопробега был запланирован ряд мероприятий, включающих в себя программу полноценных синематографических видеосъёмок. А значит, нельзя долго рассиживаться на одном месте, и пора выдвигаться. Ведь «кино» – это искусство, а оно, в свою очередь, как известно, не требует отлагательств, и его нужно творить, и творить немедленно, но утончённо! В путь!


Мотор, камера, экшн!

Съемки с военным антуражем, декорациями, атрибутикой всегда завораживают, тем более, если эти «декорации» – самые настоящие. Например, военные ДОТы. Оттого по плану экспедиции весь второй день было решено провести на «съёмочной площадке военного времени». Хотелось найти другие, более «затерянные» такие сооружения в Вяземском районе Смоленской области, но все попытки обернулись неудачами. Где-то местные жители были «жадны» на информацию, где-то уже просто-напросто ничего не осталось от былых оборонительных сооружений.

Таким образом, поплутав по районам, деревням, полям и перелескам, экспедиция выдвинулась в обратном направлении. Туда, где знали, что искомая «площадка» точно есть.

В жизни людям приходится испытывать на себе различные роли, выступать и играть с разным актёрским мастреством, выставляя себя тем или иным персонажем. А вот товарищам джиперам пришлось в этот день взять на себя обязанности военных танкистов, на некоторые минуты представив, что их «железные кони» на самом деле настоящие боевые еденицы, танки. И ведь, фальшивить нельзя: «Тихо! Идёт съёмка!».

Надо отметить, что по пути к месту съёмок состав экспедиции претерпел некоторые изменения. А именно на подъезде к ДОТам колонну из четырёх машин догнала ещё одна — Ssang Yong Kyron, за рулём которой был Дмитрий Гусев, и его штурман — Станислав Сальников. Итого — пять.

Съёмки велись непрерывно все два дня экспедиции, но во второй день более, если можно так выразиться, отчаянно. Многократные дубли, планированные маршруты и направления движения, «игра» на камеру и, конечно же, максимум антуража. Каждый из тех, кто в тот день принимал действия в постановке, участвовал в съёмках, исполнял роли, может теперь с лёгкостью говорить, что снимался в настоящем, пускай и маленьком, но всё-таки кино.


И всё-таки…

Не каждый день, к сожалению, проводятся какие-либо выезды на покатушки или хотя бы «шашлыкинги» даже в самый разгар весенне-летнего, да и любого, джиперского сезона. Но всё равно соревнования, прогулочные поездки встречаются у любителей бездорожья довольно чаще, ежели различного рода экспедиции. Когда Михаилом Ивашиным была создана тема, и появилась первая запись на Смоленском Автофоруме о планах на эту экспедицию (соответсвенно, и на все последующие), то сразу же нашлись люди, которые безотлагательно решили в ней (них) принимать участие. И это исключительно правильное решение! За эти пару дней небольшая «горстка» людей посетила несколько интересных мест, много покаталась, принимала участие в качестве главных ролей на съёмках фильма, приятно общалась с интересными людьми и многое-многое другое!

Чтобы узнать, что ожидало главных героев последующих экспедиций в их маленьких приключениях, внимательно следите за электронными страницами нашего журнала – «Смоленск Внедорожный».



Возможно Вам также будет интересно: